В конце прошлого года в мировой печати промелькнуло сообщение: «Компания Boeing работает над проектом гигантского экраноплана. Летательный аппарат, названный «Ультра», будет иметь 152 м в длину, а размах крыльев составит 106 м».Это сообщение не привлекло бы особого внимания. Мало ли над какими проектами работают авиационные фирмы… Но в этом деле есть одна тонкость, которая со временем подзабыта. А недурно бы ее вспомнить…
«Тухлое» дело?
Как сообщалось, проект «Пеликан» находится на начальной стадии разработки.
Кто же заказчик нового летательного аппарата? Или, может быть, фирма создает его на свой страх и риск?
А риск действительно большой. Еще в конце 70-х в американской прессе появились статьи о полной бесперспективности экранопланов. Специалисты в один голос утверждали, что это тупиковая ветвь самолето- и судостроения.
Публикации эти появились как раз в то время, когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции. Анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой.
В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра, русский блеф. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения — экранопланы.
Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище «Каспийский монстр».
Разведка быстро выяснила, что к появлению экранопланов у советских военных отношение неоднозначное. Моряки не хотели признавать его своим, такого же взгляда придерживались летчики.
На Западе давно просекли, что манипулировать сознанием советского высшего военного командования можно с помощью массированных публикаций. Так подлили масла в огонь тем, кто был противником экранопланов. Печальная судьба этих морских кораблей сегодня хорошо известна.
Тогда позвольте полюбопытствовать: почему вдруг солидная фирма Boeing решила взяться за экранопланы? Или публикации в американской печати им неизвестны?
Теперь ясно, что те публикации были конъюнктурными.
Сегодня военное ведомство США, заказавшее проект, говорит обратное. Оказывается, экранопланы «являются весьма привлекательным решением для переброски войсковых группировок». Еще бы, ведь в «Пеликане» можно разместить сразу 17 танков и несколько сот морских пехотинцев! Но зачем же начинать работу заново? Мы по доброте душевной почти полностью рассекретили производство своих экранопланов и предлагаем лишь вложить денежки в их реальное создание. Мир бы получил уникальное транспортное средство.
Денежек так и не дождались.
В одном из интервью нынешний главный конструктор ЦКБ по судам на подводных крыльях Владимир Кирилловых сказал:
«В мире много различных амфибий, но все они непригодны для использования на море. Сегодня только Россия владеет технологией создания именно морских экранопланов».
Как видим, не только Россия. За «тухлое» (как говорят конструкторы) дело солидная фирма браться не будет
Кто первый?
В Вашингтоне, в Галерее выдающихся личностей XX века, помещен портрет российского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Именно ему, русскому инженеру, принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства — с использованием эффекта экрана.
Справедливости ради стоит сказать, что экранопланами занимались многие инженеры-энтузиасты. В Финляндии это был Т. Каарио, в Америке — Д. Уорнер, в фашистской Германии — А. Липпиш, в Швеции — И. Троенг.
А сам эффект динамической воздушной подушки, образующейся между крылом и поверхностью, «открыл» русский авиаконструктор Игорь Сикорский. Его гигантский воздушный корабль «Илья Муромец» никак не хотел садиться на землю. Воздушная подушка удерживала самолет на небольшой высоте.
Так что физический эффект был замечен, и появилась идея его использовать. Брались многие, наиболее удачно вышло у Алексеева.
Хотя не менее удачно получилось еще у одного советского авиаконструктора — Роберта Бартини. Он создал гигантский летательный аппарат, который быстро прозвали «Змеем Горынычем» за рев его турбин. Но это не был экраноплан в чистом виде. Конструктор работал над самолетом безаэродромного базирования. Самолет взлетал, «опираясь на экран».
Кстати, в печати не раз пробовали оспаривать первенство Алексеева. Но мы забываем, что имеем дело не с теоретиком, а с «технарем». Иногда между появлением идеи и ее воплощением проходят столетия.
Ростислав Евгеньевич Алексеев прожил три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй — занимался судами на воздушной подушке. Третью жизнь он посвятил экранолетам.
Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Воплотил он их в реальные конструкции — первым. Это бесспорно и давно признано.
Вопреки всему
После того как «Каспийского монстра» засек американский спутник-шпион, американский журнал «Джейна Интеллиджанс ревью» писал:
«…На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Считают, что этот аппарат построен на заводе «Красное Сормово». Он, вероятно, имеет длину 400 футов и способен нести 800—900 полностью вооруженных солдат. Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, равной приблизительно 30 футам. По-видимому, аппарат может работать в арктических условиях».
Это был разгар испытаний, а начались они несколькими годами раньше. Надо было проверить, как экраноплан держится на плаву, и немного «побегать» по Волге, прежде чем выходить в море. Так пожелал главный конструктор.
Как проводить эти испытания, уже решали «особисты», от которых требовалось пресечь утечку всяческой информации.
Местом испытаний выбрали остров Телячий, который хорошо просматривался с волжского откоса. Придумали легенду: потерпел аварию самолет, и его пытаются вытащить из воды. Когда испытания продолжили, то в ход пошла другая легенда: опробуют двигатели для новых судов.
В те годы имя Ростислава Евгеньевича Алексеева было хорошо известно. Его знали как конструктора судов на подводных крыльях. В его «Сормовиче» на воздушной подушке можно было совершить путешествие до Чебоксар. Он был «обласкан» Никитой Сергеевичем Хрущевым. Никакого ореола секретности над ним не витало. Так что испытания у Телячьего острова особого внимания не привлекли. Как начались — так и закончились.
Дальше были Каспийское море и безлюдный остров Чечень, где расположилась испытательная база.
Адмирал С. Г. Горшков, командовавший советским ВМФ, в своей книге «Морская мощь государства», вышедшей в 1976 году (подчеркнем это. — Авт.), писал:
«Создание кораблей с динамическим принципом поддержания уже стало реальностью. Несомненно, что массовое появление таких кораблей в составе флотов увеличит их боевые способности, надводные силы смогут успешнее решать боевые задачи и приобретут совершенно новые качества».
Все те же строжайшие условия секретности не дали ему сказать, что советский флот уже обладает таким кораблем и совсем скоро «черные береты» смогут контролировать все побережье всего Мирового океана.
По некоторым данным, государственная программа предусматривала строительство 100 десантных экранопланов. Позже эта цифра была скорректирована и равнялась 24.
Страстным поклонником экранопланов был и министр обороны СССР Д. Ф. Устинов.
Пока были живы главком ВМФ Горшков и министр обороны СССР Устинов, конструктор Алексеев был неприступен. Его не касались споры, которые вокруг экранопланов не утихали.
Из-за сложности эксплуатации летчики и моряки не желали иметь их в своем арсенале. Свое слово в раскол внесли и авиаконструкторы, работавшие над летающими лодками: а чем они не десантный транспорт? Минусы в копилку экранопланов добавляли аварийные ситуации, которые время от времени случались.
В 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну. Лопнули переборки и корпус. Главный конструктор взял управление на себя и довел экраноплан до базы, хотя путь был неближний — 40 километров.
Все, кто встречал на берегу экраноплан, ахнули: у него не хватало кормы и хвостового оперения.
Казалось бы, аварийный случай показал живучесть корабля. Но это принимать во внимание не стали. Оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора. Здоровья это ему не прибавило, и через пять лет его не стало.
Время пошло!
Проект по созданию экранопланов носил кодовое название «Дракон». Американцы будто подсмотрели название и окрестили экраноплан почти схоже — «Каспийским монстром».
А на самом деле он имел безобидное имя «Орленок», даже не орел. Об этом мы узнали, когда все секреты стали очевидны.
Ростислав Алексеев так и не узнал о судьбе своих творений. Между тем, министр обороны СССР своим приказом № 00136 от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море.
Завершить эту программу рассчитывали до середины 90-х годов. Из затеи ничего не получилось. Четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы. Там они и доживают.
По стечению обстоятельств сообщение о начале работ над экранопланом на фирме Boeing совпало с информацией о начале сбора-похода на Каспийском море. Ожидалось участие министра обороны России Сергея Иванова. Но даже специально для главы Вооруженных сил продемонстрировать экраноплан в деле не смогли. Показали лишь действия «по-сухому» — погрузку и выгрузку десанта.
Еще на заре «дружеских» связей американский конструктор экранопланов Стивен Хукер, побывавший на наших когда-то особо режимных заводах и КБ, признался: «Они опередили нас на 30 лет!»
С тех пор время пошло!
Фирма Boeing заявляет, что первый из экранопланов, который она создает, полетит уже через пять лет.
- Это наш «Орленок», который никому не нужен.
- На двух последних снимках – экраноплан «Лунь».
Тактико-технические данные «Орленка»
- Взлетная масса — 140 т.
- Скорость — 400 км/ч.
- Вооружение — спаренная 12,7-мм пулеметная установка (Утес-М).
- Два стартовых двигателя НК-87 тягой по 10,0 т.
- Один маршевый двигатель НК-12 мощностью 15 тыс. л. с.
- Грузоподъемность — 28 т (два БТР) или 150 чел.).
- Дальность — 1500 км.
- Высота полета — 10 м (может уходить от экрана на 3000 м).
- Длина — 58,1 м.
- Размах крыла — 31,5 м.
- Высота — 16,3 м.
- Экипаж — 6 человек.
3 Responses to «Орленок» — «Каспийский монстр»