Со времен Петра I Россия считается великой морской державой. Этим мы всегда гордились. Если по привычке сравнить наш флот и американский, то мы уступаем по двум позициям: по наличию авианосцев и по «раскрученности» морской пехоты.
Время переодеваний
То, что у нас не было авианосцев, вполне объяснимо. Наш флот был призван оборонять морские границы, и огромные плавучие военные базы в оборонную доктрину не вписывались. Правда, потом посчитали, что остановить врага можно на дальних морских подступах, и заложили целую серию авианесущих крейсеров. Тут мы американцев пробовали догонять.
А вот популяризировать морскую пехоту мы так и не смогли. Но это тоже объяснимо. Морской пехоты у нас не так уж и много, к тому же она является составной частью морской группировки и в отдельный род войск не выделена.
История советского морского десанта наполнена героизмом. Но у парадной стороны всегда есть сторона оборотная. Ее мы, как правило, знаем меньше. А она поучительна…
Советская морская пехота родилась в июле 1939 года, когда на Балтике сформировали отдельную специальную бригаду. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось уже более двух десятков бригад, отдельных полков и батальонов морских пехотинцев. Как мы знаем, фашисты их называли «черной смертью».
Но одного геройства было мало, чтобы морская пехота стала ударным войском.
Лишь в конце войны американцы поделились с нами кораблями специальной постройки для проведения десантных операций, но вскоре они были «потоплены»… министром обороны СССР маршалом Г. К. Жуковым. По инерции он все еще сражался на сухопутном европейском театре военных действий, считал, что тут управиться можно простой пехотой и танками. При нем морская пехота вообще перестала существовать.
После отставки насквозь сухопутного полководца была принята «Военная стратегия», где говорилось: «…На флот будут возлагаться: задача высадки морских десантов на побережье противника, обеспечение преодоления проливов и крупных водных преград сухопутными войсками».
Это было руководством к действию.
Второе рождение советской морской пехоты — июнь 1963 года. Именно в это время появился на Балтике обмундированный в черную форму полк, изъятый из гвардейской мотострелковой дивизии, стоявшей под… Минском.
Видимо, само слово «пехота» действовало на высший генералитет гипнотически. То, что она должна быть еще и морской, в сознание уложить было трудно. Поэтому морская пехота еще долго оставалась просто пехотой, хоть и переодетой во все черное.
Время раздумий
Истинно морской она стала с появлением первых десантных кораблей, которые строить начали в Польше, потому что отечественные верфи были забиты подводными лодками, крейсерами и эсминцами.
На флотах стали проводить учения с высадкой морского десанта. Секретов из них не делали. На экранах страны демонстрировались киножурналы с однотипными сюжетами: к берегу условного противника приближается огромный десантный корабль, раскрывается носовая часть, в воду плюхаются БТРы и плавающие танки.
И только военные люди понимали, что это обычная показуха. Попробуй такая десантная махина только показаться на горизонте, как на нее обрушит огонь береговая артиллерия или она сама наткнется на минный заградительный пояс и будет добита авиацией.
Военные теоретики, анализировавшие морские учения, пришли к выводу, что для больших десантных кораблей доступно будет только 17 процентов побережья Мирового океана. О внезапности появления десанта тоже говорить не приходилось.
В штабах пытались отработать тактику применения морских десантных сил. Классический бой за побережье — это захват плацдарма десантно-штурмовыми отрядами, затем высадка десанта с кораблей первого эшелона и доставка тяжелого вооружения кораблями второго эшелона. И если последние две задачи для морской пехоты были выполнимы, то основную операцию по захвату плацдарма она осуществить не могла. Скоростных и маневренных кораблей, способных внезапным броском прорваться к вражескому берегу, не было.
Время кораблей
В 1964 году ленинградский ЦКБ «Алмаз» приступил к разработке десантного корабля на воздушной подушке. Конструкторы получили горячую поддержку главкома ВМФ С. Г. Горшкова и министра обороны Д. Ф. Устинова. «Главное тактическое свойство кораблей на воздушной подушке состоит в том, что они способны передвигаться над водной поверхностью и над сушей, в том числе над ледовым покровом, преодолевать мелководные районы, свободно переходить с воды на сушу и обратно. Все это в сочетании с большой скоростью хода и высокой грузоподъемностью дает новым кораблям ряд весьма существенных тактических преимуществ».
Так писал в своей книге «Морская мощь государства» главком ВМФ. Для нас сказанное давно очевидно, но не будем забывать, что эти строки написаны в 1976 году, когда корабли на воздушных подушках были диковинкой.
Первенец ЦКБ «Алмаз» — летящий над водой «Джейран» — потрясал размерами и мощью. Он мог прорваться к вражескому берегу на скорости 100 км/ч и доставить «подарок» — два танка и две сотни десантников.
Новые корабли получили прописку на Балтике и Черном море. Скоро их стали называть «грозой проливов».
Кроме десантных кораблей морскую пехоту оснастили целым семейством мелких катеров на воздушной подушке — «Скат», «Кальмар», «Мурена», «Омар».
Теперь уже морским десантникам стало доступно 78 процентов мировой береговой линии.
Но это был еще не взлет. ЦКБ «Алмаз» получил новое задание на проектирование более мощного корабля под шифром «Зубр».
Сегодня во всех военных справочниках можно прочесть, что «Зубр» является самым крупным в мире десантным кораблем на воздушной подушке. Он способен доставить на берег противника четыре танка и полтысячи черных беретов.
Американцы пытались скопировать «Зубр». Не получилось.
Наши судостроители успели построить десять кораблей этого типа. Кто знает, какого бы взлета достигли наши морские пехотинцы, но, как говорят, моряки, глядя на тельник, жизнь перешла из белой полосы в черную.
Время выживания
Выживание всегда характерно дележом. Не обошлось без него и у морской пехоты. Начали делить… «Зубры». Их строил завод в Ленинграде и в Феодосии. Свою морскую пехоту на Черном море захотела иметь Украина. Три «Зубра» достались ей. Но быстро поняв, что содержать десант — удовольствие дорогое, Украина поставила свои «Зубры» на прикол до лучших времен, которые быстренько и случились.
В Греции, где якобы все есть, не хватало, видимо, одного — «Зубров». Как известно, эта страна владеет множеством островов в Эгейском море и постоянно спорит по поводу их принадлежности с Турцией, которая тоже бы хотела эти острова иметь. Греция посчитала, что «Зубры» могут охладить пыл турецкой стороны и заключила контракты на поставку десантных кораблей на воздушной подушке с Россией и Украиной. В Грецию ушли два «бэушных» корабля и два новых.
Сделка эта имела не только экономический характер, но и политический. Греция является членом НАТО и покупать оружие на стороне без согласования со своим командованием не может. А разрешить закупать оружие на стороне — значит признать его превосходство. Что же оставалось делать, когда НАТО таких «Зубров» не имеет. Тогда что же оно имеет?
Американцы пошли по другому пути. Они понастроили открытых платформ, на которых и доставляют к побережью грузы и военную технику. Платформы эти практически безоружны. Они тоже на воздушной подушке, но эксплуатация их обходится намного дешевле, чем кораблей класса «Зубр».
Выходит мы, страдая гигантизмом, в очередной раз ошиблись в выборе вооружения и зря понастроили сложные корабли? Надо было склоняться к простым проектам?
Сейчас, может быть, так и следует поступать. Но в то время «Зубры» должны были обеспечивать безопасный проход надводных кораблей сквозь проливы Черного и Балтийского морей. Свое звание «гроза проливов» они оправдали. Но поменялась стратегия . «Зубры» получили отставку. Правда, как видим, недолгую. Греция позволила подхарчиться морским пехотинцам, а заодно и судостроителям. Виды на наши «Зубры» у нее серьезные. А тут еще и Китай подтягивается. Ему тоже нужны десантные корабли.
Сегодня о нашей морской пехоте и речи не идет. Она согласно воинским уставам стойко переносит тяготы и лишения, которые на ее долю выпали. Одним словом, выживает. Будем надеяться, что выживет.
А между тем…
Во времена холодной войны о морской пехоте думали. Разве можно было допустить, что не все побережье мирового океана доступно черным беретам. Корабли на воздушных подушках свои возможности исчерпали. Поэтому в план советского военного кораблестроения на 1965—1970 годы была включена разработка проекта десантной подводной лодки. Проект был как всегда гигантским и уникальным. Представить только: лодка могла принять 470 морских пехотинцев, погрузить три плавающих танка и два бронетранспортера. Теперь черные береты могли под водой достичь берегов Америки — не проблема.
Проект не осуществили только потому, что задание было выдано на дизельную подводную лодку, а тут наступило время атома. Проект перепрофилировали. Лодка должна быть атомной.
Но почему боевая задача должна быть сужена — только высадка морского десанта? Пусть это будет еще и минный заградитель, а заодно спасатель личного состава затонувших подводных лодок.
В результате получился подводный корабль-гигант длиной в 190 метров и шириной в 23 метра.
В сентябре 1969 года министр судостроительной промышленности Б. Е. Бутома издал секретный приказ на строительство пяти подводных лодок. Строить их должны были в Северодвинске. Никакой другой завод этот заказ бы не потянул.
Но тут подоспел проект тяжелого ракетного крейсера стратегического назначения «Акула». Его тоже могли строить только в Северодвинске. Предпочтение отдали ему.
Но морская пехота не осталась в пролете. В Горьком, в особом конструкторском бюро, шли работы, окутанные полной секретностью. Проект носил кодовое название «Дракон». С его осуществлением для морской пехоты не осталось бы недоступных морских и океанских побережий.
Тактико-технические данные «Зубра»
- Водоизмещение полное — 550 т
- Длина — 56,2 м
- Ширина — 22,3 м
- Осадка — 1,6 м
- Скорость — 60—63 узла
- Дальность плавания — 300 миль
- Вооружение: две 30-мм пушки, ракетные установки «Игла-1М» и «Стрела-3М» — 32 ракеты, зенитный комплекс «Огонь».