БРАТ «АКУЛЫ»

Совсем недавно в центральных газетах прошло сообщение, что на арсеньевском заводе (Дальний Восток) «Прогресс» начинается серийное производство вертолета Ка-52 «Аллигатор». С 2009 года супервертолет «призывается» в Российскую армию. Но вначале он поступит на вооружение частей Главного разведуправления и будет использоваться для спецопераций.

Над полем боя сегодня господствуют давно устаревшие вертолеты Ми-24. Придет ли им смена?

Преждевременная радость

В начале 90-х годов прошлого века у армии появилась реальная возможность получить сразу два новых боевых вертолета. К тому времени война в Афганистане показала, что доселе грозные воздушные «крокодилы» — вертолеты огневой поддержки Ми-24 – безнадежно устарели. В Ливане, Индии, Иране, Анголе эти воздушные бойцы еще себя покажут, а вот в Афганистане им нашли противоядие – американские «Стингеры». Ми-24 с трудом уходили от пущенных прямо с плеча ракет. Но это если везло…

Стало предельно ясно: не будет им замены – войска останутся без прикрытия.

И вот проблеснула надежда. Прикрывать пехоту от атак с воздуха вызвался вертолет Ка-50, сразу же прозванный на западе «Оборотнем», а у нас «Черной акулой», уничтожать же танки противника взялся Ми-28, окрещенный «Разрушителем», а у нас «Ночным охотником».

Над полем боя сегодня господствуют давно устаревшие вертолеты Ми-24. Придет ли им смена?

Военным понравились обе машины. Вертолеты должны были спокойно пройти испытания, запуститься в серию и встать в боевой строй. Как водилось в то время, мы бы узнали о них, когда скрывать новинки стало бы уже не возможно. Но случившаяся перестройка заставила авиационные КБ раньше времени рассекретить новинки и самим заниматься продвижением «продукта»на рынок.

Первым атаку начало КБ имени Камова. К тому времени в его арсенале было уже несколько «Черных акул», тогда как «Ночной охотник» только начинали испытывать.

На экраны страны вышел довольно слабый по содержанию, но хорошо снятый фильм «Черная акула». Уже тогда определилось амплуа нового вертолета: бои с группами бандформирований.

Дальше последовал тур «Черной акулы» по выставкам вооружений. Залетела она и в Нижний Новгород. Нам тогда показали практические неограниченные возможности вертолета. Мало того, что он делал «мертвую петлю», так еще он мог летать задним ходом.

Правда, к тому времени мы уже посмотрели еще один фильм «Голубой гром», где главным героем был американский вертолет АН-64 «Апач». Невольно хотелось сравнить две машины. Но было понятно, что компьютерные возможности кинематографа могут из черепахи сделать скоростной болид для «Формулы-I».

В конце-концов нас убедили, что «Черная акула» лучший в мире вертолет.

Наверное, он таким бы и остался в нашем сознании, если не знать, что восемь вертолетов различных мировых авиационных фирм способны крутить «мертвые петли» – из них три наши.

Спорной оказалась концепция вертолета с одним членом экипажа. В бою он должен быть и за летчика, и за штурмана. Значит, изначально предполагается, что за штурвал «Черной акулы» должен сесть высококлассный летчик и штурман в одном лице. Таких надо еще подготовить…

В компьютерных играх американский «Апач» бьет российскую «Черную акулу». И это был не пропагандистский ход. У «Апача» действительно лучше система обнаружения и прицеливания. Принцип американцев: «первым обнаружил – первым выстрелил». Это позволило им убрать излишек брони и нарастить скорость.

Вояж «Черных акул» в Чечню перевеса в боевые действия не внес.

Так что наступательный «пиар» менеджеров вертолетной фирмы «Ка» оказался не лучшим средством убеждения.

«Милевцы» предприняли другой ход: они прекратили испытания Ми-28 на завершающем этапе и все усилия сосредоточили на ночном варианте вертолета, добавив позже к его названию буковку «Н» – ночной.

Выигрыш был налицо, пять лет назад «Ночной охотник» приняли на вооружение и началась его серийная сборка на Ростовском вертолетном заводе.

«Черную акулу», чтобы не обижать, тоже приняли на вооружение, но денег на производство не дали.

Вертолет Ка-52 «Аллигатор». Пока им будут вооружать авиацию разведчиков.

Неженка и спартанец

Надо признать, что идея ударных вертолетов принадлежит американцам. Они хорошо изучили опыт вьетнамской войны и поняли, что им нужен легкий, юркий и дешевый вертолет.

У нас победила другая концепция – «летающей бронемашины». Вертолет должен был играть две роли: доставлять десант и оказывать огневую поддержку наземным войскам. Так в 1971 году появился на вооружении Ми-24. Боевой опыт в том же Афганистане показал, что десантный отсек у него явно лишний, вертолет использовали как ударный.

Сама собой назрела необходимость в малом вертолете, но к этому времени в авиационных конструкторских бюро сложилась анекдотическая ситуация. Их престиж измерялся числом наград за разработку новой техники. Это естественно, но почему-то высокую оценку получали только те вертолеты и самолеты, которые поражали своими размерами. За разработку стратегического бомбардировщика конструкторов жаловали и госпремиями и званиями героев соцтруда, за двигатель к истребителю – Ленинской премией.

А что можно было получить за маленький ударный вертолет? Заметят ли вообще его появление?

Но в это время у американцев появился «Апач» и надо было им чем-то отвечать, так и родилась «Черная акула». Газеты взахлеб писали о ней:

«По сравнению с «Черной акулой» американский «Апач» – сибарит и капризный неженка перед закаленным, крепким спартанцем.

… В машине нет ни одного подшипника, ни одной точки для жидкой смазки. Такая спартанская неприхотливость – важнейшее качество для войны с ее грязью и пылью».

Но «камовцы» признали, что «пилотировать вертолет ночью на низкой высоте, занимаясь к тому же поиском, целеуказанием и поражением целей, один пилот не в состоянии». И они сделали кабину для двух пилотов. Новый вертолет получил индекс Ка-52 и прозвище «Аллигатор».

Заместитель главного конструктора фирмы «Камов» Вениамин Алексеевич Касьяник в одном из интервью рассказывал:
— «Аллигатор» командирская машина. Во время Второй мировой войны классным летчикам разрешалось заниматься «свободной охотой» – командир отпускал аса воевать над полем боя в одиночку. В наше время такого быть не может. Современное поле боя насыщено многочисленными противовоздушными комплексами, а значит, работать нужно совместно и планомерно. Сначала – цели разведывать, потом – на удары вертолеты выводить. То есть группу машин нужно возглавлять, ею командовать. Вот для командира такого вертолетного подразделения и создан «Аллигатор». Он организует группу. Она должна быть обеспечена аппаратурно. Между вертолетами будет связь, причем связь эта автоматическая бессловесная.

Специализированные военные журналы сообщают:

«Ка-52 – наша гордость. В его носу, под обтекателем, скрыт чувствительный тепловизор французской фирмы «Томсон», похожий на огромный ячеистый глаз насекомого. Рассчитано, что никакого боя между современными западными вертолетами и Ка-52 быть не может: он поражает геликоптеры врага на дистанции 10 километров, тогда как дальность боя управляемых ракет «Апач» – только 5 километров. Пушка же ГШ (Грязев – Шипунов) бъет в точку на дистанции в полтора километра, тогда как американцам приходится сближаться на несколько сот метров. Лучших атакующих вертолетов в мире нет».

Вертолеты — невидимки

Уж поскольку заместитель генерального конструктора фирмы «Камов» Вениамин Касьяник приоткрыл секрет тактического применения «Аллигатора», то и мы расскажем об одном секретном эксперименте.

В 2001 году в условиях повышенной секретности была сформирована экспериментальная боевая ударная группа вертолетов. В нее входили две «Черные акулы» и воздушный пункт наблюдения и целеуказания Ка-29ВПНЦ с аппаратурой, которая сегодня размещена на «Аллигаторе». Группу прикрывали вертолеты Ми-24.

Летчикам армейской авиации впервые удалось отработать новую тактику применения атакующих вертолетов.

Как же работала боевая ударная группа? Воздушный командный пункт летал на большой высоте и принимал данные наземной, воздушной и космической разведок. При этом с «акулами» барражировавшими в зоне ожидания, поддерживалась закрытая телекодовая связь. На цель вертолеты выводились с точностью до нескольких метров. Наносили молниеносные удары и тут же уходили из возможной зоны поражения.

По слухам, как раз эта экспериментальная боевая ударная группа воевала в Чечне.

Герой России полковник ВВС Александр Рудых, бывший начальник отдела боевой подготовки армейской авиации, участник испытаний «Черных акул» в боевой обстановке рассказывал:

— К примеру, неуправляемый реактивный снаряд должен пускаться на дальность не больше 2,5 километра, иначе залпы уйдут в «молоко». Мы стреляли почти с четырех километров и попадали в точку.

В Чечне мы применяли управляемые ракеты «Вихрь». С дальности в 2,2 километра лично я попал этой ракетой в оконный проем замаскированного опорного пункта боевиков.

А у нас опять досада. Появись такая ударная группа в Южной Осетии, ситуация на земле могла сложиться совершенно иная. Но этой экспериментальной группы уже не было. Ее тут же расформировали, как только закончился эксперимент. На ошибках мы не привыкли учиться и уроки из них не извлекаем. Не появился в Южной Осетии и вертолет Ми-28Н, который обязан воевать ночью, хотя на южных границах эти машины должны быть, их ведь уже давно приняли на вооружение.

Ни «Черных акул», ни «Ночных охотников» мы так в деле и не видим, хотя знаем о них уже очень давно. Похоже, нас просто успокаивают публикуемыми сообщениями типа: «Принят на вооружение… Приступили к производству».

На очереди «Аллигатор». Он тоже может стать вертолетом – невидимкой и ожидания спецназовцев могут оказаться напрасными.

А время, к сожалению, показывает, что «работы» для этих вертолетов все прибавляется.

Вячеслав Федоров

Николай МОШКОВ (фото)

и из Интернета

  • Над полем боя сегодня господствуют давно устаревшие вертолеты Ми-24. Придет ли им смена?
  • Вертолет Ка-52 «Аллигатор». Пока им будут вооружать авиацию разведчиков.

 

Запись опубликована в рубрике Оружие России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *