«ТИГР», «МЕДВЕДЬ» И ДРУГИЕ

Его сила сочетается с виртуозной ловкостью, выносливостью, стремительностью… Он легко взбирается на кручи. Забуреломленная тайга его не страшит. В движении он то спокоен и нетороплив, то скор и проворен. Арзамасский «Тигр» — самый могучий хищник планеты, один из наиболее редких представителей мировой «фауны внедорожников». Этот полноприводный отечественный автомобиль и джипом не назовешь, и на грузовик он не похож. Русский вездеход сродни мини-бронетранспортеру, тем более что при создании этой машины некоторые узлы и впрямь были позаимствованы у бэтээра.

Машины ждет полигон.

Русский ответ «Хаммеру»

Ходят слухи, что «Тигр» призван затмить американский «Хаммер». На Западе даже сложили поговорку о нашей диковинной технике: «Чего только русские не придумают, лишь бы не строить нормальные дороги!» Оправдываются, наверное. А может, и завидуют. Как-то в России попытались провести сравнительные испытания этих «брэндовых» вездеходов. Их загнали на снежную целину. Тест-драйв не удался: едва «Хаммер» двинулся с места, как у него забренчали рычаги. Сломался передний мост. «Тигр» же промчался по снегу без пробуксовки… Неисправную американскую машину передали в научный автотракторный институт, но и там ее не смогли вернуть к жизни. Чтобы повторить эксперимент, в заокеанское «чудо» нужно вложить этак пять или шесть тысяч долларов, не меньше. А если после ремонта полетит задний мост? Кто даст гарантию, что этого не произойдет? Так в условиях кризиса денег не напасешься… И все же главный конструктор Арзамасского машиностроительного завода Александр Масягин не отступает, стремится повторить подобные гонки. Знает он, что «Тигр» не подкачает. Повадки «Хаммера» нашему изобретателю довелось изучать не только в заснеженной России, но и в песках Эмиратов, в которых иностранный джип безнадежно зарывается… Не случайно заказ на создание многоцелевой армейской машины поступил именно от военного ведомства Объединенных Арабских Эмиратов. «Хаммеры» то и дело ломались, и минобороны этой страны, принимавшее их в свое время на вооружение, вынуждено было искать альтернативу. Как ни крути, а наши вездеходы за границей — вне конкуренции. В создании техники, преодолевающей бездорожье, мы обогнали все развитые и неразвитые страны.

Линейка арзамасской бронетехники.

Русский ответ «Хаммеру» был сделан в рекордно короткие сроки: потребовалось чуть больше года, чтобы реализовать проект. Поэтому на международной выставке вооружения «IDEX-2001» в Абу-Даби появился и наш «Тигр». Все ахнули! Тогда и в России призадумались: а не вооружить ли таким «броневиком» отечественные силовые структуры? Теперь внедорожник поступает во Внутренние войска МВД РФ и даже прошел боевое крещение в «горячих точках». Его можно применять как разведывательно-дозорную, а также как командно-штабную машину.

— «Тигр» не раз попадал под обстрел боевиков, — рассказывает Александр Масягин, — но броня его крепка… Кроме того, на внутренней поверхности кузова установлена антиосколочная защита. Таким образом, экипаж застрахован от рикошета и поражения вторичными осколками… На наш вездеход устанавливаются пулеметы «Печенег» и «Корд» и гранатомет АГС-17.

Однако Минобороны не спешит с массовым приобретением «Тигра». Видимо, камнем преткновения остается иностранный двигатель Cummins… Но и этот недостаток в конце года будет устранен. Ярославский завод уже изготовил для внедорожника отечественную «начинку».

«Тигр» укрощается

Укротить «Тигр» способны не только асы-испытатели, но и водители-любители. Он не столь уж и строптивый, как кажется на первый взгляд. Руль чем-то напоминает уазовский, педали сцепления, тормоза и газа расположены в той же очередности, что и в любом отечественном авто. Непривычной мне показалась лишь схема переключения передач: чтобы включить первую или заднюю скорость, нужно сначала потянуть рычаг на себя.

— Поехали?

— Трогайся со второй, — советует инструктор.

Хищник резво бросается вперед, словно увидел добычу. Выжимаю газ на полную катушку. От зычного рева американского «турбодизеля» закладывает уши. Стекла залепило болотной жижей. Мы летим в неизвестность, а «дворники» у «Тигра», оказывается, ленивые. Впереди извилистый поворот, а за ним — овраг… Надеюсь, что впишемся: была не была! Скорость где-то под семьдесят…

Выкручиваю баранку, и вроде бы угол поворота совпадает с нужной траекторией, но машину заносит, и я резко вращаю руль в обратную сторону.

— Тише… Тише, — успокаивает инструктор, — надо чуть-чуть довернуть… самую малость… Ну ничего, привыкнешь.

Признаться, от неожиданности я отпустил педаль газа, чтобы внедорожник сбавил обороты. Теперь перед нами почти отвесный спуск. А там, внизу, бурелом… Запоздалое нажатие тормоза не дает ожидаемого эффекта: на зыбучем грунте семитонный броневик нужно останавливать резче. Сейчас, думаю в тревоге, подбросит… Зря не пристегнулся! Но «Тигр» плавно преодолевает препятствия. Прыгая по таким кочкам, скажем, на уазике, мы давно бы «споткнулись» и засели… Ухабы этому вездеходу нипочем. Ну и норов, русский характер! И вот нам предстоит забраться на четырехметровую гору. Включаю пониженную, и мы плавно ползем по бархану. Тянет! Если бы забуксовали, то на этот случай в машине имеется система изменения давления в шинах. На сей раз обошлись без нее. Выезжаем на колею. Вместо второй с непривычки врубаю четвертую передачу, но внедорожник не глохнет. Ну и мощь! Набираю скорость, и звук мотора действительно напоминает рычание тигра. Хоть шлемофон надевай! Штурман что-то кричит, но я его не слышу. Летим по прямой. Под колесами — месиво, напоминающее жидкий цемент. С управлением вроде бы освоился. Иду на второй круг. Ищу где глубже, пытаясь сознательно посадить вездеход на брюхо. Не вышло, как не получилось у меня и разогнать машину до ее максимальной скорости, 140 километров в час. Не позволяла трасса. Впрочем, по словам инструктора, в труднопроходимой местности такое еще никому не удавалось. Нужно что-то похожее на дорогу. Между тем я собираюсь броситься в очередной кювет.

— А как насчет подушек безопасности? — интересуюсь на всякий случай.

— Поверни руль и узнаешь…

— А если серьезно?

— Такому зверю они не нужны.

Притормаживаю.

— Испугался? Не волнуйся, и этот овраг «Тигру» по зубам. Я пробовал…

Выезжаю на финишную прямую, но справа меня подрезает «Хаммер Н2». Ну, ничего себе, шуточки. Оказывается, один из автолюбителей приехал в Арзамас на своем внедорожнике…

— Ну и как? — спрашиваю.

— Боялся потерять колеса, — признался хозяин американского вездехода. — В сравнении с «Тигром» «Хаммер» — «паркетник». — Однако в моем джипе более уютно, и шумит он не так сильно.

Конечно, «Тигр» — боевая машина. Шума в нем больше, а комфорта по сравнению с тем же «Хаммером» действительно меньше. Не удержался и заговорил об этом с главным конструктором.

Да, наши машины более шумные, чем западные, — согласился Масягин. — Однако на поле боя «Тигры» не подведут, я в этом уверен. В этом плане они надежнее любого иностранного вездехода. Любого!

Своими глазами

Впрочем, на Арзамасском машиностроительном заводе изготовили не только военный, но и гражданский вариант автомобиля. По желанию заказчика на «Тигр» может устанавливаться автоматическая коробка передач, кондиционер, система ABS, сеть для закрепления рейдовых рюкзаков экипажа на крыше машины. Несмотря на то, что эти вездеходы уже поступили в серийное производство, они постоянно совершенствуются. Так, совсем недавно была разработана модель, на которой установлена бортовая информационно-управляющая система. Жаль только что такие чудо-внедорожники военнослужащим не по карману. Как утверждает директор по реализации и маркетингу Александр Соколов, стоят наши «Тигры» около 100 тыс. долларов. Копить — не накопить! А было бы неплохо, если бы в свете придания нового облика нашим Вооруженным Силам за каждым командиром от батальона и выше закрепили такую служебную машину…

«Тигр» — машина, конечно, новая, но ее уже можно было увидеть на экране: например, в фильме «Московская жара» или в новостных сюжетах. В отличие от этого вездехода специальную бронированную полицейскую машину «Медведь» журналистам показали впервые. Даже в Интернете о ней пока ничего не написано. Умеют на Арзамасском машиностроительном хранить тайны. Только не стоит думать, что это ноу-хау станет очередной модификацией «Тигра». Не тут-то было. Речь идет о принципиально новом колесном «броневике». Впрочем, при желании обнаружить сходство у них несложно: угловатый кузов, небольшие стекла… Но такое описание применимо почти к любой боевой машине. Что же касается отличий, то по массе «Медведь» вдвое тяжелее «Тигра»…

Опытный образец создавался конструкторами ООО «Военно-инженерный центр» и специалистами МГТУ им. Баумана. Скорее всего, «Медведь» будет выступать в роли оперативно-служебной машины МВД России.

— Она предназначена для проведения контртеррористических операций, — рассказывает Александр Масягин, — пресечения массовых беспорядков. Впрочем, этим сфера ее применения не ограничивается. С такой машиной можно решать задачи территориальной обороны, оказывать содействие пограничникам, включая транспортировку личного состава. Экипаж «Медведя» будет защищен от огнестрельного оружия, поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.
По его словам, корпус и бронестекла машины «удерживают» попадание 7,62-мм бронебойной пули, выпущенной с расстояния 100 метров. Подрыв взрывного устройства, эквивалентного шести килограммам тротила, ей тоже не страшен: все члены экипажа не получат серьезных травм или ранений. Однако столь высокая защита не отразилась на проходимости. В трансмиссии «Медведя» использованы серийные узлы и агрегаты автомобиля «Урал». Благодаря независимой торсионной подвеске, позаимствованной у БТР-90, машина быстро передвигается по бездорожью.

— «Медведь» можно оснастить дистанционно управляемой установкой с пулеметом «Корд», — продолжает Масягин, — или, опять-таки в зависимости от решаемых задач, 30-мм автоматическим гранатометом или ПКТМ.

Инструментарий, при помощи которого наводчик будет управлять огнем, включает в себя низкоуровневую телевизионную камеру, лазерный дальномер, бортовой компьютер и жидкокристаллический цветной монитор. Но и это не все. По требованию заказчика в машину можно встроить дистанционно управляемые системы вооружения, блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств типа «Пелена», прибор радиационной и химической разведки, комплект модулей постановки дымовых завес.
В отличие от обычных бронетранспортеров «Медведь» сертифицирован как транспортное средство и выступает в качестве полноправного участника дорожного движения.

Заводу, выпускающему такие машины, финансовый кризис грозит меньше, чем другим. Причем не только «Тигры» пользуются спросом за рубежом. Недавно предприятие заключило ряд крупных контрактов на поставку машин БТР-80А в страны Африки и Ближнего Востока. Наша военная техника пользуется спросом в любые времена.

Главный конструктор бронетехники Александр Масягин

Дмитрий АНДРЕЕВ,
«Красная звезда».

Фото: Николая Нестеренко

  • Машиностроители Арзамаса готовы одеть армию в броню
  • Линейка арзамасской бронетехники.
  • С момента рождения БТР проходит испытания в заводском бассейне.
  • Главный конструктор бронетехники Александр Масягин
  • Машины ждет полигон.

 

Запись опубликована в рубрике Оружие России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: «ТИГР», «МЕДВЕДЬ» И ДРУГИЕ

  1. Андрей говорит:

    И тем неменее Хаммеры несут службу и в Ираке и в Афганестане и везде где США ведут боевые действия, а русские Тигры и Медведи красуются на парадах да выставках…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *